Как видоизменялся каблук

Как появилось понятие "каблук"?



Каблук - сплошная загадка. Зачем он существует? Чтобы женщины были выше и заметнее? Это только на первый взгляд. На самом деле его тайна изящнее и сложнее.


Человечество всегда пыталось стать выше. Первая конструкция в Европе, возвышающая человека, - венецианские цокколи, обувь куртизанок. Это был не вполне каблук, а скорее обувь, скрещенная с высокой, сантиметров в десять, подставкой: она спасала от грязи и помогала не намочить платье. По другой версии, цокколи были призваны выделить жрицу любви из толпы. До XVI века подошва была плоской, Каблук появляется в период Ренессанса в мужской обуви - первоначально у придворных и поенных, а через 50 лет уже все туфли делались с каблуками. Среди женщин каблуки стали модными благодаря Екатерине Медичи: она была небольшого роста, а ей надо было выглядеть царственно и внушительно. Каблук видоизменялся, он стал символом власти, поскольку его носили аристократы и особы королевской крови. Людовик XV даже дал свое имя особому каблуку: его еще называют французским, "приталенным", а в русской традиции - "рюмочкой".


Как видоизменялся каблук?


В женской обуви каблук исчез во время Французской революции, поскольку его воспринимали как символ знати. На мужской обуви каблук существовал вплоть до начала автомобильной эры. Лишь в 1860 году женский каблук вернулся - широкий и приземистый, а в 1890-е годы дорос до 11 см. Этому способствовала богемная жизнь дам полусвета, охотившихся за нуворишами. В 1920-е годы в связи с танцевальной лихорадкой обувь стала удобнее, а каблук - шире и устойчивее. Но одновременно с изогнутым рюмочкой существует и более прямой, так называемый испанский каблук, довольно высокий. Его в 30-е годы носили кинодивы - Марлен Дитрих и Джин Харлоу.


Женщины постоянно хотели, чтобы каблук был выше, тоньше и лучше. С 1950 года знаменитый обувной мастер Кристиана Диора Роже Вивье стал утончать нос в туфлях и повышать каблук с металлическим штырьком внутри, добиваясь идеальной линии - чтобы подошва от носка к каблуку была похожа на букву S. Так появились острые каблуки-"гвоздики". В середине 60-х наступила эпоха платформ, а в конце 70-х каблуки вернулись в новом, холодном, сексуальном и фетишистском образе "стилетто" - шпильки.


Как видоизменялся каблук - шпильки


Шпилька стала символом доминирования для женщин - и подчинения для мужчин. В 80-е она перекочевала и в гардероб бизнес-леди. Теперь шпилька превращает скромных служащих в уверенных в себе, холодных, безжалостных и обольстительных руководительниц. Если в 50-е годы каблук - символ французской утонченности, изящества, хрупкости и беззащитности, то в 80-е он превращается в символ феминизма, признак агрессии, атрибут женщины-вамп. И если в это время каблуки носят те, кто работает, то в 90-е - наоборот. Обувь Маноло Бланика и Джимми Чу стала символом женщин на лимузинах, которым не надо никуда спешить. Каблук превратился в арт объект и демонстрирует, что женщина не торопится и открыта для знакомства.


Разные виды каблуков


Пирелли, 1980-е


Пирелли - это известная итальянская компания по производству шин. Маноло Бланик с помощью шинного принта решил показать связь между силой высокоскоростных автомобилей и сексуальной силой шпилек.


Туфли на платформе и без каблука


История обуви начинается с туфель без каблуков. По мнению исследователей, некое подобие туфель на гладкой подошве, защищающей стону, изобрели люди эпохи позднего палеолита. Платформа, вошедшая в моду в начале 1970-х, это тоже "хорошо забытое старое". Найдите и рассмотрите портрет четы Арнольфини голландского живописца Яна ван Эйка, явившего в XV веке. В левом нижнем углу увидите домашние шлепанцы на толстой деревянной подошве - чем не платформа, выражаясь современным языком?


Платформы, 1938


Сальваторе Феррагамо работал в Голливуде, а затем, с 1927 года, во Флоренции. Он разработал множество инновационных стилей, включая подошву в виде танкетки или платформы. Здесь пробковая платформа покрыта радужной замшей.


Chopines, 1600


Chopines - это туфли без задников на очень высокой подошве. В средневековой Венеции такие носили аристократки и куртизанки. Колодка вытачивалась из дерева, верх покрывался бархатом и отделывался шелковой лентой. Предусматривались также отверстия для шнуровки.


Сабо, 2010


У сабо от Chanel высокий толстый каблук с подошвой-платформой, вдохновленной 1970-ми. Декоративная пряжка навеяна образом королевы-мученицы Марии Антуанетты, которую с не меньшим основанием называли королевой-распутницей.


Мария Антуанетта, 2009


Роскошные туфли на платформе с характерной красной подошвой от Кристиана Лубутена имеют каблук высотой 16 сантиметров. Это штучный товар с вышивкой от дома Лесаж.


На передней части ремешка (на лодыжке) расположен портрет Марии Антуанетты, жены Людовика XVI, гильотинированной в 1793 году.


Маноло Бланик, 1990-е


Маноло Бланик соединил шпильки 1950-х и современный изогнутый верх. Вместо кожи используется шелковая парча, вдохновленная стилями XVIII века.


Вечерние туфли, 1960-е


Эти шелковые вечерние туфли, созданные для Dior Роже Вивье, имеют классический 10-сантиметровый каблук. Поверхность туфель декорирована бисером и серебряной питью. Узор подчеркивается блестящей черной подошвой.

Популярные сообщения из этого блога

Грибы стирают плохие воспоминания

Как завязывать платки парео

Как подшить дубленку